В последние годы в Узбекистане реализуются динамичные реформы во всех областях государственного и общественного строительства, что находит свое отражение и в законодательстве. В этой связи особое внимание уделяется вопросам качественной систематизации законодательства.

В настоящее время национальная база данных законодательства Республики Узбекистан состоит более чем из 30 тысяч нормативно-правовых актов, в том числе 10 тысяч были приняты в 2017-2020 годах. Необходимо отметить, что более 90 процентов из них составляют подзаконные акты.

Разрозненность актов законодательства приводит на практике к сложности их восприятия, правовым разночтениям и коллизиям, зарегулированности и бюрократии.

В рамках реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности разработан и принятУказ Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года «О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства».

Указом внедряется принцип «регуляторной гильотины» как механизма снижения регуляторного бремени, обеспечивающего масштабный пересмотр и отмену устаревших и утративших актуальность норм, негативно влияющих на деловой климат.

Основная идея данного принципа заключается в возможности быстрого пересмотра и отмены по итогам фильтрации значительного количества нормативных актов с целью выявления неэффективных, неработающих, нецелесообразных правил, а также правил, противоречащих законодательству.

Так, признаются утратившими силу около 500 решений Президента Республики Узбекистан, устаревших и потерявших актуальность. Подготовлен перечень более чем из 2 тысяч правительственных решений, предлагаемых к признанию утратившими силу.

Наряду с этим, установлены меры понедопущению чрезмерного правового регулирования и проведению более качественной работы по систематизации законодательства. Среди них установление на законодательном уровне конкретных критериев разграничения актов, внедрение практики принятия нового законодательного акта вместо его новой редакции с одновременным признанием утратившим силу действовавшего законодательного акта, организация пересмотра ранее принятых таких законодательных актов, признания по окончанию соответствующего года утратившими силу актов Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, направленных на установление дополнительных нерабочих дней в период празднования официальных дат и перенос выходных дней, а также организацию проведения мероприятий.

Нормативно-правовые акты органов государственной власти на местах будут систематизированы и включены в Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан (https://www.lex.uz/).

В настоящий момент база правовых актов хокимиятов включает свыше 3 тысяч документов, из которых, по экспертной оценке, более 50% могут быть систематизированы или полностью отменены.

Совершенствуется порядок принятия нормативно-правовых актов с введением системы оценки регуляторного воздействия, которая предусматривает анализ проблемы, способы ее решения, воздействие на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства.

Несмотря на то, что ряд государственных органов является уполномоченным в сфере оценки регуляторного воздействия, отсутствие координации приводит к неполноценной работе системы оценки регуляторного воздействия, особенно в сфере предпринимательства и социальной защиты.

Указом Президента на Министерство юстиции возложены полномочия в сфере оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов. В структуре Министерства создается Управления оценки регуляторного воздействия.

Кроме того, формируется общедоступная база требований международных договоров, а также предложений и рекомендаций международных организаций в целях использования в нормотворческой деятельности.

В процессе активной интеграции Узбекистана в мировое сообщество предпринимаемые меры обеспечат укрепление имиджа республики, позволят улучшить бизнес-среду, повысить инвестиционную привлекательность страны, а также наладить эффективный и открытый диалог с представителями бизнес-сообщества и широкой общественности по упорядочению правовой базы.