В Узбекистане туристическая отрасль – одна из самых молодых, но в своем развитии она опережает многие другие отрасли. Статистические данные периода независимости свидетельствуют об эффективной динамике ее основных показателей: частный сектор сегодня представлен более 700 предприятиями, среди которых более 270 гостиниц и около 450 туроператоров. В 2010 году Узбекистан посетило более 1,3 млн. человек, из них 410,5 тыс. организованных иностранных туристов. При этом темпы роста количества иностранных туристов увеличились на 6,9% по сравнению с 2009 годом. За счет активной реализации мероприятий по развитию предпринимательской активности отечественного турбизнеса, выполнение прогноза экспорта туристических услуг составило 123,3% относительно планов 2009 года.

Достижение представленных показателей связано с огромным потенциалом Узбекистана в сфере развития международного туризма. Прохождение еще во II веке до н. э древней караванной дороге, вошедшей в историю под именем Великий шелковый путь, способствовало развитию и взаимопроникновению традиций, обычаев, культур, ремесел, религий. На магистральных перекрестках Шелкового пути и была расположена территория нынешнего Узбекистана, и от Великого пути нам досталось неоценимое материальное и духовное наследие. Нам есть, что показать, чем восхитить и поразить иностранных гостей, желающих посетить нашу страну. Уникальные памятники древнего зодчества, сосредоточенные в исторических городах Самарканде, Хиве, Бухаре, Шахрисабзе, Ташкенте, богатство и разнообразие природы, вековые традиции ремесленничества, мудрые обычаи и праздники народа…

Имеющиеся в стране рекреационные ресурсы позволяют развивать все виды туризма, принимать гостей круглогодично. Узбекистан способен предложить широкий спектр услуг как для любителей культурно-познавательного, активного отдыха, так и для экстремалов. Сегодня в стране широко развиты деловой, экологический, лечебно-оздоровительный, фольклорно-этнографический, историко-архитектурный, религиозно-паломнический и другие виды туризма.

Да, потенциал для развития международного туризма в нашем крае огромен. Однако всего два десятилетия лет назад Узбекистан не был известен миру как перспективное туристическое направление. Только с обретением независимости в Узбекистане были выработаны кардинально новые принципы государственной политики в сфере туризма. 27 июля 1992 года Указом Президента Республики Узбекистан создана Национальная компания “Узбектуризм”, на которую и были возложены задачи осуществления политики государства в этом направлении, формирования национальной модели развития туризма.

Национальная компания координирует деятельность туристических организаций республики, стимулирует развитие всех видов туризма, осуществляет подготовку кадров, способствует притоку инвестиций в создание материально-технической базы и инфраструктуры отрасли, без чего невозможна интеграция в мировое туристическое сообщество.

За годы независимости осуществлена масштабная работа в сфере модернизации туристской индустрии, улучшения транспортной и гостиничной инфраструктуры страны, а также разработки и совершенствования нормативно-правовой базы в сфере туризма – фундамента для устойчивого развития отрасли.

Так, регулирование туристской деятельности в стране осуществляется на базе нормативно-правовых документов – законов "О туризме", "О страховании", "О сертификации", "О государственной границе", постановлений правительства. Эти документы направлены на формирование инвестиционного климата, разгосударствление и приватизацию в туристской сфере, строительство сетей дорог, курортов и т.д. Ведется работа НК «Узбектуризм» по подготовке новой редакции закона «О туризме», разработки национальных стандартов сферы туризма и гостиничной инфраструктуры страны с учетом ее природно-климатических, культурных и национальных особенностей.

Значительная работа осуществляется в области совершенствования инфраструктуры туризма. НК «Узбектуризм» совместно с другими государственными органами и производственным структурами реализует проект по строительству 9-ти «Комплексных объектов придорожной инфраструктуры туризма» вдоль Узбекской национальной автомагистрали.

В целях сохранения уникальной историко-археологической территории Каракалпакстана, изучения историко-культурного наследия, а также для развития внутреннего и въездного туризма ведется работа по созданию Национального историко-археологического парка на территории Каракалпакстана.

На сегодняшний день осуществляется активное привлечение иностранных инвесторов к рассмотрению предложений по приватизации гостиничных комплексов «Бухара Палас», «Афросиаб Палас», «Шахрисабз Юлдузи» и управлению гостиницами.

В сфере международного сотрудничества за период становления независимого Узбекистана было подписано 45 межправительственных, 44 межведомственных и 17 агентских соглашений. С 1993 года наша страна является членом Всемирной Туристской Организации Объединенных Наций (ЮНВТО), начиная с 2004 года в «сердце Шелкового пути» - Самарканде действует офис поддержки ЮНВТО, координирующий развитие туризма на трансконтинентальной магистрали.

Узбекистан является и постоянным участником международных ярмарок в сфере туризма. В этом году туристический потенциал впервые был представлен на масштабном национальном стенде на ярмарках в Мадриде (Испания) и Берлине (Германия), объединив турбизнес страны, НК «Узбектуризм» и НАК «Узбекистон хаво йуллари».

В целях продвижения турпродукта страны на зарубежные рынки осуществляется реализация нового маркетингового проекта ознакомительных поездок – «мега-инфо-туров» в Узбекистан для представителей зарубежных туристических компаниий и средств массовой информации. Подобные туры позволяют расширить периоды туристических сезонов, оптимизировать сроки массовых потоков туристов в нашу страну, а также показать, что Узбекистан одинаково привлекателен в любое время года и каждый сезон прекрасен и интересен по-своему.

Значительную роль в создании и поддержании туристического имиджа Узбекистана играет ежегодная Ташкентская международная туристическая ярмарка «Туризм на Шелковом пути», проводимая под эгидой Всемирной Туристкой Организации Объединенных Наций (ООН). Ярмарка объединяет профессионалов узбекского и зарубежного туристического бизнеса, преследующих общие цели – совершенствовать и развивать отрасль путем расширения делового партнерства. На сегодняшний день ТМТЯ приобрела статус одной из крупнейших выставок в Центральной Азии.

Развитие индустрии туризма во многом зависит от профессионализма людей, занятых в этой отрасли. В этой связи, уделяется большое внимание совершенствованию системы подготовки кадров в туризме. Работу в этой области осуществляет Республиканский научно-учебно-консалтинговый центр, нацеленный на повышение квалификации и переподготовку кадров в сфере туризма.

Кроме того, в Узбекистане функционируют 5 высших учебных заведений в этой сфере. Это факультеты туризма Ташкентского государственного экономического университета, Сингапурского института развития менеджмента в Ташкенте, Самаркандского института экономики и сервиса; кафедры туризма Бухарского и Ургенчского государственных университетов; а также 7 профессиональных колледжей по туризму: в Ташкенте (два), Самарканде, Бухаре, Хиве, Термезе и Ташкентской области.

После обретения независимости Узбекистан нацелен на укрепление международного сотрудничества в этой сфере, превращение туризма в конкурентоспособную экспортно-ориентированную отрасль национальной экономики, соответствующую международным стандартам. Так, общими усилиями будем способствовать дальнейшему продвижению туристического потенциала Узбекистана на передовые позиции в мире, созданию условий для комфортного путешествия по стране, знакомства с богатой культурой узбекского народа, изучения традиций, архитектуры и истории Узбекистана.