Источник: газета «Правда Востока»

Конституция продекларировала факт появления на политической карте мира нового суверенного государства - Республики Узбекистан. Ее принятие сформировало правовые условия для проведения в стране демократических реформ и заложило основы социально ориентированной рыночной экономики.

Встав на путь построения демократического правового государства, Узбекистан объявил высшими ценностями человека его права и свободы, законные интересы. Большое значение при этом приобретает опора на принятую в декабре 1992 года Конституцию страны. Как отметил Президент Ислам Каримов в своем докладе на торжественном собрании, посвященном 19-летию Конституции, "…именно она заложила политико-правовую основу для создания абсолютно новой для нас национальной государственности и общественно-государственного устройства, формирования политической и экономической системы, построенной на демократических принципах".

Базируясь на фундаментальных положениях Основного Закона, принята уникальная национальная модель кардинального реформирования и модернизации. Ее пять принципов получили широкое признание международного сообщества и прошли проверку временем. Это приоритет экономики над политикой, выполнение государством роли главного реформатора, верховенство закона, осуществление сильной социальной политики и поэтапность в проведении реформ.

Нужно особо отметить, что без Конституции заложить единую правовую базу осуществления реформ в Узбекистане, которая должна служить ориентиром и определять основные направления демократического развития, было бы невозможно. Значительно затруднился бы процесс обеспечения баланса во взаимоотношениях между гражданином, обществом и государством. Трудно было бы обеспечить, с одной стороны, всестороннюю свободу граждан, а с другой - создать в обществе атмосферу законопослушания и строгого следования положениям закона.

До обретения независимости в республике действовала правовая система, отрицающая самостоятельный статус и значение индивида. Прежний государственный режим отказывался рассматривать человека как субъект экономики, права и политики. Конституция же независимого Узбекистана стала источником новой идеологии мышления, мышления гражданина, осознающего себя частицей страны и рассматривающего себя как человека, от которого зависит ее будущее. Она способствовала выработке новой психологии активной гражданской позиции.

Кроме того, Основной Закон, фактически являясь общей объединяющей идеей для многонационального Узбекистана, позволил сформировать прочное духовное пространство для всех наций и народностей, проживающих в республике. Он гарантировал права и свободы всем гражданам независимо от их национальности, веры и расы, укрепил в республике межнациональное и межконфессиональное согласие.

Немаловажно то, что Конституция - не застывший на бумаге текст, а живой и развивающийся организм, приобретающий с течением времени более глубокое содержание и одновременно раскрывающийся в реальной жизни через законодательство и правоприменительные меры. Другими словами, последовательно и динамично развивающийся в Узбекистане процесс совершенствования законодательных основ и организационных структур государственной и общественной жизни полностью опирается на положения Конституции. Они служат базисом для формирования всего остального массива законодательства.

В годы независимости с учетом политических, социальных и экономических факторов в Конституцию внесен ряд изменений и дополнений. Основанием для первого существенного изменения стали итоги проведенного 27 января 2002 года всенародного референдума по вопросу об образовании двухпалатного национального парламента. Это позволило сформировать систему сдержек и противовесов при осуществлении парламентом своих полномочий, существенно повысить качество законотворческой работы, добиться сбалансированности общегосударственных и региональных интересов, учитывая, что верхняя палата будет представлять регионы, а нижняя - осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе.

Продолжением курса на демократизацию общества и государства стало исключение в 2007 году из Основного Закона норм, устанавливающих, что Президент страны является одновременно главой исполнительной власти. Согласно новым положениям он - глава государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Соответственно упразднена должность Председателя Кабинета Министров, которую ранее занимал Президент.

Принятие Закона "Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны" в 2007 году также повлекло внесение изменений и дополнений в Конституцию.

Как подчеркнул глава государства Ислам Каримов в своем выступлении на совместном заседании палат Олий Мажлиса 12 ноября 2010 года, с принятием Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране начался новый этап развития государства и общества. Он характеризуется тем, что в условиях устойчивого экономического роста, политической стабильности и повышения благосостояния граждан в Узбекистане процесс модернизации осуществляется на качественно новом уровне.

Правовую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных правовых институтов, инструментов и методов, а также инфраструктуры, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление правовой системы к изменяющимся условиям, вызовам современности.

Последние изменения и дополнения в Конституцию, основанные на предложенной главой государства концепции, отвечают тенденциям развития современной государственности и опираются на мировой опыт. Они уже существенно повлияли на архитектонику государственного устройства.

Эти изменения и дополнения открывают новый этап конституционной реформы, направленной на организацию четкого и системного правового механизма распределения полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом - главой государства, законодательной и исполнительной властью.

Расширяются полномочия и контрольные функции законодательной власти, призванные существенно повысить качество законотворческой и контрольно-аналитической работы. Олий Мажлис наделен правом выражения вотума недоверия Премьер-министру. Вводятся новый, отвечающий демократическим принципам порядок выдвижения и утверждения Премьер-министра, его регулярная отчетность перед парламентом по актуальным вопросам социально-экономического развития страны. Установлен конституционный порядок выдвижения кандидатуры Премьер-министра политической партией, одержавшей победу на парламентских выборах, или несколькими партиями, получившими равное количество депутатских мест.

Анализ последних нововведений в Конституцию позволяет утверждать, что реализация конституционных инициатив Президента даст большие результаты уже в ближайшей перспективе. А именно новый мощный импульс получит поступательное движение Узбекистана по пути демократизации и модернизации. Политические партии, наделенные реальными полномочиями по формированию правительства и его контролю, станут важнейшей движущей силой, обеспечивающей устойчивое и демократическое развитие страны. Нововведения будут содействовать совершенствованию качества и эффективности законотворческой деятельности парламента.

Суть и логика осуществленных и предлагаемых преобразований свидетельствуют о том, что в Узбекистане планомерно и поэтапно осуществляется конституционная модернизация, закладывающая правовые основы обновления страны.

Хасан Исламходжаев. Заведующий кафедрой административного и финансового права Ташкентского государственного юридического института, доктор юридических наук.

Источник: газета «Правда Востока»

Новый акт охватил все важные вопросы охраны частной собственности и гарантии прав его обладателей

"Основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.

Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом".

Конституция Республики Узбекистан, статья 53.

С обретением независимости Узбекистан встал на путь построения демократического правового государства и сильного гражданского общества.

В Конституции страны, принятой в 1992 году, был закреплен переход к рыночным отношениям, базирующимся на собственности в различных ее формах и их равноправии, правовой защите и неприкосновенности. В формировании класса собственников усматривалось благополучие личности, процветание общества и государства, в связи с чем обеспечение гарантий реализации, охраны и защиты прав и интересов собственников стало фундаментальной задачей национальной политики и экономики.

Проводимые под руководством Президента Ислама Каримова реформы основывались на пяти принципах - таких, как деидеологизация экономики, признание главенствующей роли государства в реформировании, верховенство закона, реализация сильной социальной политики и поэтапный переход к рыночной экономике. Известные миру как "узбекская модель" развития, они получили самую высокую оценку в последующие годы.

Первым важным шагом на этом пути стал слом централизованной административно-командной системы и создание условий для формирования законодательной базы рыночной экономики. Прежде всего были приняты законы "О собственности в Республике Узбекистан" и "О разгосударствлении и приватизации". Их положения содержали такие конституционные нормы законодательства, как "Каждый имеет право на собственность", "Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом".

В 1994 году приняты указы Президента "О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства" и "О приоритетных направлениях дальнейшего развития процесса разгосударствления и приватизации в Республике Узбекистан". Эти документы имели огромное значение в последовательном разгосударствлении и приватизации, формировании на этой основе многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики, усилении роли негосударственного сектора в создании конкурентной среды.

Следующий этап рыночных преобразований был ознаменован широкомасштабными мерами укрепления защиты частной собственности. Эти мероприятия отразились в Законе "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" и Налоговом кодексе в новой редакции. Целенаправленные действия государства дали свои позитивные результаты. В частности, увеличились доходы населения за счет предпринимательской деятельности. Они превысили 47 процентов в общем объеме.

Кроме того, в целях дальнейшего ускорения процессов разгосударствления и приватизации приняты указы Президента "О дополнительных мерах по углублению процессов приватизации предприятий стратегических отраслей экономики" от 20 июля 2007 года и "О приватизации земельных участков, занятых зданиями и сооружениями юридических лиц и граждан" от 24 июля 2006-го.

Вместе с тем объективный анализ и сравнение осуществленных преобразований с современными мировыми рыночными процессами диктуют необходимость дальнейшего углубления реформ, совершенствования и либерализации системы управления экономикой, в целом сферы частной собственности.

В этой связи глава государства в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране отметил, что "…в первую очередь нам необходимо укрепить права и защиту частной собственности, создать систему надежных гарантий, в которой любой частный собственник должен быть уверен, что приобретенная или созданная им законным путем частная собственность неприкосновенна. Каждый предприниматель должен знать, что он может без боязни инвестировать в свой бизнес, расширять производственную деятельность, увеличивать объемы производства и получаемые доходы, владеть, использовать, распоряжаться своим имуществом, имея в виду, что государство стоит на страже законных прав частного собственника".

Таким образом, в республике возникала необходимость принятия нового законодательного акта, который бы охватил все важные вопросы охраны частной собственности и гарантии прав его обладателей. Им стал вступивший в силу 25 сентября 2012 года Закон "О защите частной собственности и гарантиях прав собственников", состоящий из 29 статей. Примечательно, что некоторые нормы закона не имеют аналогов в законодательствах зарубежных стран.

Так, основным положением закона является новелла о недопустимости пересмотра и отмены результатов приватизации имущества. А именно, как гласит статья 24, частная собственность, возникшая в процессе приватизации государственного имущества, неприкосновенна, и результаты приватизации пересмотру и отмене не подлежат. Она отвечает современным требованиям рыночных отношений, международным нормам и стандартам.

Установленное частью второй статьи 24 положение о недопущении инициирования вопросов по пересмотру и отмене результатов приватизации государственными, в том числе контролирующими и правоохранительными органами, а также судом по имуществу, приватизированному после вступления в силу этого закона, является подтверждением принципа приоритета прав собственников. Оно выступает гарантом того, что частная собственность в Узбекистане неприкосновенна, а лица, виновные в нарушении нормы, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Определяя способы защиты права частной собственности, закон устанавливает, что акт государственного и иного органа или органа самоуправления граждан, не соответствующий законодательству и нарушающий право частной собственности, может быть признан судом недействительным (статья 9). Не допускается незаконное вмешательство государственных и иных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц в осуществление права частной собственности (статья 12). Также законом закреплено, что убытки, причиненные собственнику в результате их незаконных действий (бездействия), подлежат возмещению. Решением суда назначается, кем они должны быть возмещены (статья 14).

Все это позволяет сделать вывод о том, что работа, проводимая в целях дальнейшего укрепления права частной собственности, обеспечения его защиты и предоставления гарантий собственникам для осуществления своих прав и законных интересов, способствует дальнейшей диверсификации и углублению структурных преобразований экономики. Повышает долю и роль частной собственности в экономическом развитии страны, а также способствует широкому привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных, для модернизации, технического и технологического обновления производства, увеличения выпуска высококачественной, конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции, роста занятости и доходов населения.

Реализация норм закона создаст благоприятные условия для эффективного функционирования в экономике частной собственности, будет стимулировать деловые инициативы, трудовые мотивации и гарантировать предпринимательскую деятельность собственника в деле приумножения его капитала, что послужит дальнейшему процветанию общества и страны, придаст уверенность в ее завтрашнем дне и поступательном динамичном развитии.

Сахипжамал Джолдасова. Главный научный сотрудник Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, кандидат юридических наук.

Источник: УзА

В Основном Законе страны гарантируется право на собственность и труд. На сегодняшний день в нашей стране более 90 процентов всех хозяйствующих субъектов составляют предприятия малого бизнеса, что свидетельствует о реализации данного конституционного принципа на практике.

В нашей стране на долю частного сектора приходится 54 процента валового внутреннего продукта, 22 процента промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции. Более 75 процентов занятого населения трудится в данной сфере.

Важным фактором таких высоких результатов служит создание в нашей стране под руководством Президента Ислама Каримова стабильной законодательной базы, утверждающей приоритет частной собственности. Принятие ряда законов, предусматривающих недопущение незаконного вмешательства в деятельность субъектов бизнеса, резкое сокращение проверок, а также приоритетность прав предпринимателей дают возможность обеспечивать их права и свободы.

Еще одним важным шагом в данном направлении стал Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с введением ответственности за незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов», принятый 11 сентября 2012 года.

- Последовательная работа, проводимая под руководством Президента Ислама Каримова по обеспечению свободы субъектов предпринимательства, служит развитию экономики нашей страны и повышению благосостояния народа, - говорит начальник управления Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, секретарь Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов Эркин Джураев. - В результате широкомасштабных мер, предпринимаемых в целях упорядочения проверок, на сегодняшний день проверке подвергается деятельность в среднем двух процентов субъектов предпринимательства. Десять лет назад данный показатель превышал 33 процента. Иными словами, проверялась деятельность каждого третьего предпринимателя. Только один этот факт ярко демонстрирует весь масштаб и значение работ, проведенных за прошедшие годы в данном направлении.

С сокращением числа законных проверок практически устранены и незаконные проверки. Так, за прошедший период текущего года в деятельности субъектов предпринимательства подобные случаи не были зарегистрированы.

Усиление ответственности за незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, бесспорно, повысит эффективность данного процесса. В этом смысле Закон «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с введением ответственности за незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов» был принят своевременно, в целях обеспечения интересов предпринимателей, являющихся важной опорой развития общества и экономики страны.

В соответствии с данным законом в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности были включены статьи, предусматривающие применение мер наказания за незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов.

Согласно статье 2411 действующего Кодекса об административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов на должностные лица налагался штраф от семи до десяти минимальных размеров заработной платы, за то же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, на должностных лиц налагался штраф от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы.

Теперь в соответствии с новым законом незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, то есть умышленное инициирование и проведение проверок, приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и операций по банковским счетам должностным лицом либо иным лицом с использованием своего служебного положения, не наделенным законодательством на это полномочиями, а также истребование им информации о наличии денежных средств на счетах хозяйствующих субъектов в случаях, не предусмотренных законодательством, влечет наложение штрафа на граждан от двух до пяти, а на должностных лиц - от пятнадцати до пятидесяти минимальных размеров заработной платы.

Кроме того, на основании нового закона Уголовный кодекс Республики Узбекистан пополнился статьей 2061. В соответствии с ней вышеназванные действия, совершенные после применения административного взыскания, в зависимости от степени тяжести наказываются штрафом начиная от ста пятидесяти минимальных размеров заработной платы до лишения свободы до пяти лет.

Другими словами, незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов после применения административной ответственности наказывается штрафом от ста пятидесяти до трехсот минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет.

Те же действия, совершенные с причинением крупного ущерба хозяйствующему субъекту повторно или опасным рецидивистом, по предварительному сговору группой лиц, наказываются штрафом от трехсот до пятисот минимальных размеров заработной платы или лишением свободы до трех лет с лишением определенного права.

Такие действия, совершенные с причинением особо крупного ущерба хозяйствующему субъекту, в интересах организованной группы или ответственным должностным лицом, наказываются штрафом от пятисот до шестисот минимальных размеров заработной платы или лишением свободы от трех до пяти лет с лишением определенного права.

Такие нововведения в национальном законодательстве полностью соответствуют нормам международного права. В частности, в законодательстве таких стран, как Германия, Голландия, Китай, Малайзия, Австрия, Болгария, Польша, Сингапур, при нанесении серьезного ущерба хозяйствующим субъектам наряду со штрафом также применяется наказание в виде лишения свободы.

Словом, с принятием нового закона поставлен прочный заслон любым незаконным вмешательствам в деятельность субъектов предпринимательства. Все это служит таким добрым целям, как улучшение деловой среды в стране, развитие производства, обеспечение занятости и повышение реальных доходов населения.