4 декабря состоятся выборы Президента Республики Узбекистан.

Избирательная кампания, которая стартовала 9 сентября нынешнего года, вступила в завершающую стадию. Полностью готовы к голосованию 9339 избирательных участков в пределах Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, а также 44 избирательных участка за рубежом, где созданы все условия для волеизъявления людей.

Подготовка и проведение выборов осуществляются в четком соответствии с Программой основных мероприятий, утвержденной ЦИК. В этом документе конкретно определены мероприятия, сроки их реализации и ответственные исполнители. Программа позволила провести все мероприятия в установленные законом сроки и последовательности, а ее размещение на веб-сайте ЦИК, публикация и распространение в виде брошюры – осуществить общественный контроль за всеми стадиями избирательного процесса.

С 9 сентября весьма эффективно работает Республиканский пресс-центр по освещению президентских выборов. Также плодотворно действовали пресс-центры при окружных избирательных комиссиях во всех регионах страны. Ими организовано около 100 пресс-конференций и брифингов по освещению выборов. Это имело большое значение в обеспечении открытости и гласности избирательного процесса.

Подошла к концу предвыборная агитация кандидатов, начавшаяся 28 октября, когда Центральная избирательная комиссия зарегистрировала кандидатов в Президенты Узбекистана.

Приступили к своей работе 37,5 тыс. наблюдателей от политических партий и свыше 500 зарубежных наблюдателей от более 50 иностранных государств, и они продолжают прибывать в нашу страну.

С начала объявления избирательной кампании в зарубежных СМИ опубликовано и вышло в эфире свыше тысячи материалов о выборах в Узбекистане. И такое – впервые в нашей практике.

Столь высокий интерес международного сообщества к выборам Президента Узбекистана вызван прежде всего тем, что они станут индикатором устойчивости и прочности демократических институтов, сформированных за годы независимости, качества реализованных общественно-политических и социально-экономических реформ, развитости гражданского общества. Более того, исход выборов предопределит не только дальнейший курс развития Узбекистана, но и всего региона Центральной Азии, в котором Узбекистан является ключевым игроком, оплотом стабильности и гарантом безопасности.

Особенность нынешней избирательной кампании выразилась в возросшей межпартийной борьбе и конкуренции, реальной состязательности предвыборных платформ и программ как кандидатов, так и политических партий.

Предвыборная агитация проводилась через средства массовой информации, посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, встреч с избирателями.

В борьбе за голоса избирателей использовались веб-сайты политических партий, партийные печатные издания, средства внешней рекламы, электронные мониторы, распространялись избирательные листовки и другие агитационные материалы.

В целях разъяснения предвыборных программ кандидаты и их доверенные лица проводили встречи, собрания с избирателями, в том числе впервые в формате видеоконференций, которые широко освещались центральными и региональными теле- и радиоканалами.

Предвыборные встречи кандидатов в Президенты прошли во всех 14 избирательных округах. Кроме того, около тысячи таких встреч провели доверенные лица кандидатов.

Средства массовой информации обеспечивали равные условия по продолжительности и объему освещения предвыборной деятельности кандидатов в новостных передачах и иных информационных материалах.

Так, на телерадиоканалах НТРК «Узбекистан» и «Ёшлар» бесплатно предоставлено по 638 минут, на 12 местных телерадиоканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана – по 206 минут, на телерадиоканале «Тошкент» – по 286 минут эфирного времени. В газетах «Халк сузи», «Народное слово» и «Правда Востока» – по шесть полос печатной площади, а также по 55,5 полосы в 30 местных газетах.

Также кандидатам бесплатно предоставлена печатная площадь в газетах «Овози тожик», «Овози Самарканд», издаваемых на таджикском языке, и в газете «Нурлы жол», выходящей на казахском языке.

Вместе с тем кандидатам были безвозмездно предоставлены по 642 средства внешней рекламы в регионах республики. На 36 электронных мониторах в регионах республики, бесплатно выделенных кандидатам в Президенты, размещались их агитационные ролики, которые демонстрировались единым блоком.

В полной мере были обеспечены права кандидатов в Президенты во время предвыборной агитации на бесплатный проезд на авиационном и железнодорожном пассажирском транспорте на всей территории страны.

Важно отметить, что возросшая состязательность кандидатов в Президенты на выборах – это результат усиления роли политических партий в обновлении и модернизации страны. Так, в соответствии с поправками в Конституцию, кандидатуру для назначения Премьер-министром страны предлагает политическая партия, получившая по результатам выборов наибольшее количество депутатских мест в нижней палате парламента. Или другое новшество – в 2015 году УзЛиДеП и «Миллий тикланиш» сформировали в Олий Мажлисе Демократический блок, который составил парламентское большинство. В свою очередь фракции НДПУ и СДПУ «Адолат» объявили себя оппозицией в парламенте.

Все политические партии поддерживают принципы демократии, и это их объединяет. Разница между ними проявляется в первоочередности обеспечения социальных интересов, методах их осуществления.

У них свой электорат. Так, если УзЛиДеП опирается на предпринимателей, формирующийся средний класс, деловую элиту, в том числе в аграрном секторе, то НДПУ – на слои населения, нуждающиеся в адресной социальной поддержке. СДПУ «Адолат» считает себя представительницей современной социал-демократии и обращается к промышленным рабочим и наемным работникам сферы обслуживания. ДПУ «Миллий тикланиш» опирается на творческую и научную интеллигенцию.

Изучение и анализ программных документов политических партий, сравнение их различий и общность помогают избирателям определить предпочтения.

Учитывая приоритетность экономического развития страны, ДПУ «Миллий тикланиш» важным фактором считает всемерную поддержку отечественного товаропроизводителя, развитие ремесленничества и семейного предпринимательства, а также туризма как эффективного экономического инструмента на службе продвижения национальной культуры и истории. В свою очередь УзЛиДеП делает ставку на всестороннюю поддержку предпринимательства, малого бизнеса, фермерских и дехканских хозяйств, сокращение государственного присутствия в экономике. Тогда как НДПУ выступает за сохранение регулирующей роли государства в условиях рыночной экономики, которая, по их мнению, обеспечит эффективное взаимодействие рыночных механизмов и установленных государством четких правил в сфере социальной политики, создание экономических благ для социально уязвимых слоев населения. «Адолат» ставит на инновационное развитие экономики, внедрение передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий, видя в этом огромный потенциал.

В решении социальных вопросов цели политических партий во многом сходятся, однако каждая по-своему определяет механизмы и пути их достижения. Так, ДПУ «Миллий тикланиш» в своей программе уделяет внимание защите семьи, духовному, физическому здоровью женщин, детей, молодежи. УзЛиДеП выступает за создание условий для самореализации каждого человека. В приоритетах НДПУ – реализация сильной социальной политики в отношении малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения, а СДПУ «Адолат» – недопущение высокого уровня социального расслоения общества по доходам, имуществу, доступу к социальным услугам.

В общественно-политической жизни ДП «Миллий тикланиш» поддерживает традиционные национальные демократические институты, способствующие национальному возрождению и развитию, укреплению единства народа. УзЛиДеП стремится продолжать последовательную демократизацию системы государственной власти и управления, укреплять гарантии неприкосновенности частной собственности. НДПУ выступает за укрепление роли государства, защиту интересов пенсионеров. «Адолат» в своей программе обозначила задачу по созданию «государства всеобщего благосостояния», укреплению принципов свободы, равенства, социальной справедливости, солидарности и гуманизма, недопустимость дискриминации.

За годы независимости в нашей стране сформировано национальное избирательное законодательство, которое соответствует международным стандартам.

В Конституции Узбекистана, принятой 8 декабря 1992 года, содержится отдельная 23-я глава, посвященная избирательной системе. В ней регламентированы вопросы выборов Президента, в Законодательную палату Олий Мажлиса и представительные органы государственной власти на местах.

В статье 117 Основного Закона определено, что выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право голосовать имеют граждане Узбекистана, достигшие к дню выборов восемнадцати лет. Всеобщее избирательное право реализуется вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Принято около десяти специальных законов, непосредственно регламентирующих выборные процессы. Прежде всего это законы «О гарантиях избирательных прав граждан», «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О Центральной избирательной комиссии» и другие. Некоторые аспекты организации и проведения выборов регулируют также ряд положений и инструкций Центральной избирательной комиссии.

Без преувеличения можно сказать, что создан полноценный свод законов, посвященных выборам, в котором правовые нормы описаны четко, последовательно и доступно. Законодательная база в этой сфере стабильна, что обеспечивает определенность для участников избирательного процесса.

Важным программным документом, в том числе в сфере дальнейшего совершенствования избирательного законодательства, явилась Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, принятая парламентом в ноябре 2010 года.

В 2014 году в рамках Концепции были внесены дополнения в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан. В частности, закреплены система демократического формирования ЦИК как постоянно действующего конституционного органа, а также основные принципы ее деятельности, усилены правовые гарантии независимости всей системы избирательных органов, отвечающих за организацию выборов в представительные органы власти, установлена ответственность за вмешательство в их деятельность.

Реализация этих и других законов способствует более полному осуществлению принципа свободы выбора, последовательной демократизации избирательной системы страны, укрепляет принципы открытости и прозрачности выборов.

Это наглядно продемонстрировали парламентские и президентские выборы 2014 и 2015 годов, когда авторитетные международные наблюдатели, национальные и зарубежные средства массовой информации подтвердили действенность правовых норм, высокое политико-правовое сознание граждан, их доверие к сформированной избирательной системе Узбекистана.

Важно отметить, что процесс реформирования в нашей стране носит непрерывный и последовательный характер, осуществляется на основе глубокого анализа пройденного пути, передового опыта развитых демократических государств и прежде всего с учетом возрастающего уровня общественно-политического сознания наших граждан.

В этой связи вполне естественным было то, что сразу после президентских выборов в марте 2015 года в декабре того же года были внесены изменения и дополнения в Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан».

Благодаря нововведениям подробно раскрыты понятие предвыборной агитации, ее виды, формы и методы, установлены сроки, порядок и процедура досрочного голосования. Предусмотрено создание избирательных участков для лиц, находящихся в местах содержания под стражей, в отношении которых не вынесен приговор суда. Отдельно эксперты отмечают сокращение с пяти до одного процента от общего числа избирателей количества подписей, которое необходимо предоставить политической партии в поддержку своего кандидата для участия в выборах.

Все это создало еще более благоприятные условия для либерализации выборов, обеспечения их открытости, свободного и независимого волеизъявления граждан.

Отметим, что совершенствование выборного законодательства в Узбекистане продолжается. Например, депутаты и сенаторы, члены Центризбиркома сейчас думают над тем, чтобы ввести единый электронный список избирателей. Нет сомнений, что президентские выборы-2016 дадут новую пищу для размышлений в этом направлении.

Не будет преувеличением сказать, что сегодня мировая общественность внимательно следит за ходом избирательной кампании.

На нынешние выборы уже аккредитованы журналисты информационных агентств около 30 стран мира, за выборами изъявили желание наблюдать беспрецедентное количество зарубежных наблюдателей – ученых-правоведов, политологов, общественных деятелей, представителей национальных парламентов и избирательных органов стран Азии, Африки, Европы, Америки и СНГ. Свои миссии наблюдателей направили Шанхайская организация сотрудничества, Всемирная ассоциация избирательных органов, Организация исламского сотрудничества, Исполком Содружества Независимых Государств.

Впервые наблюдать за выборами будет полномасштабная миссия БДИПЧ ОБСЕ в составе около 200 долгосрочных и краткосрочных наблюдателей.

Законодательство страны предусматривает возможность наблюдения за всеми циклами избирательного процесса – от его начала до подведения итогов выборов, четко установлены права и полномочия наблюдателей.

Так, Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» закреплено право международных наблюдателей, в том числе и представителей средств массовой информации, участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, в том числе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой избирательной комиссии, запрашивать и получать заверенные избирательной комиссией копии документов о результатах выборов.

Новшеством, которое сегодня получило всеобщее признание, является Программа мероприятий по повышению правовой культуры избирателей в период подготовки к выборам Президента Республики Узбекистан, утвержденная Центризбиркомом впервые в избирательной практике.

Она разработана на основе предложений различных общественных объединений, средств массовой информации и институтов гражданского общества, которыми накоплен солидный опыт по непосредственной работе с различными слоями населения.

Программа охватывает почти все слои населения, в частности, женщин, молодежь, ветеранов, лиц с ограниченными возможностями, военнослужащих, органы самоуправления граждан, трудовые коллективы, представителей учебных заведений, а также наших соотечественников, временно пребывающих за рубежом.

В соответствии с этим документом проведено несколько десятков тысяч мероприятий. Среди них семинары, конференции, «круглые столы» и различные акции –«Мой голос – будущее моей страны», «Я проголосую сам», «В нашей семье каждый имеет свой голос», «Мы имеем право выбора», направленные на дальнейшее повышение правовой культуры граждан.

В рамках программы принимаются меры по искоренению так называемого «семейного голосования» и других фактов нарушений избирательного законодательства. В этих целях организована трансляция роликов на телевидении и радио, проводятся акции среди общественности, изданы и распространяются плакаты тиражом 100 тыс. экземпляров.

ЦИК подготовил и доставил в регионы более 717 тыс. плакатов. На всех избирательных участках распространено свыше 253 тыс. сборников и брошюр с нормативно-правовыми актами, в том числе 20 тыс. экземпляров Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан».

На телеканале «Узбекистон» транслируется телепередача «Выборы – зеркало демократии» на узбекском и русском языках. Каждую среду, четверг и пятницу передается в эфир информационная программа «Новости Центральной избирательной комиссии» – на узбекском, русском и английском языках. Каждую пятницу выходят в эфире телепередачи на казахском, таджикском, корейском и каракалпакском языках – «Дидар», «Рангикамон», «Наўпир», «Чинсен».

Для предотвращения в период подготовки и проведения выборов нарушений законодательства, своевременного рассмотрения обращений физических и юридических лиц, принятия по ним определенных законом мер, начиная с 1 ноября 2016 года, в Центральной избирательной комиссии действует круглосуточный «телефон доверия».

В приоритете также повышение правовой культуры и электоральной активности женщин и молодежи. Это очень важно для 555 тыс. юношей и девушек, которые 4 декабря проголосуют впервые.

В нашей стране уделяется большое внимание соблюдению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями. Так, впервые в избирательной практике нашей страны приняты дополнительные меры по изготовлению для незрячих граждан избирательных бюллетеней с использованием азбуки Брайля.

Созданы все условия для участия представителей различных наций и народностей в избирательном процессе. В составе участковых избирательных комиссий – более 11% представителей различных наций, проживающих в Узбекистане, – русские, туркмены, таджики, казахи, кыргызы, украинцы, корейцы и другие. Материалы предвыборной агитации публикуются на узбекском, каракалпакском, русском, казахском и таджикском языках, а в целом информация о ходе избирательной кампании размещается в СМИ нашей страны на 17 языках. В частности, на своих страницах свободно освещают избирательные процессы такие издания, как «Корё Синмун», «Тхонил – Единство» на корейском языке, «Апага» – на армянском языке.

В заключение хотелось бы отметить активное участие ННО и сходов граждан в избирательной кампании. В частности, около 18 тыс. членов участковых избирательных комиссий, или 18,3% от их общего числа являются работниками сходов граждан. К тому же 303 избирательных участка по республике расположены непосредственно в зданиях сходов граждан.

Что касается ННО, то их активисты в составе окружных избирательных комиссий составляют 23,4 %, в каждой второй ОИК представитель ННО назначен председателем, в четырех – заместителем председателя, в шести – секретарем. В составе участковых избирательных комиссий их представительство превышает 10%.

С начала избирательной кампании негосударственные некоммерческие организации в формате социального партнерства с государственными органами, образовательными учреждениями провели более 50 тыс. конференций, «круглых столов», семинаров, встреч и акций. Они установили общественный контроль за ходом подготовки и проведения выборов. Так, Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества подробно и тщательно изучает этот процесс, информирует население о соблюдении всех требований законодательства. Результаты мониторинга предыдущих парламентских и президентских выборов широко обсуждались среди общественности и легли в основу дальнейшего развития избирательного законодательства и практики.



Автор: Газета «Uzbekistan Today»

Осталось два дня до выборов Президента Республики Узбекистан. Работа по подготовке к этому важному политическому событию в жизни страны почти завершена, избирательные участки приведены в полную готовность для голосования избирателей.

Беседа нашего корреспондента с заместителем председателя Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан Комилжоном Адиловым о работе, осуществляемой на завершающем этапе избирательной кампании, задачах избирательных комиссий.

— Выборы Президента Республики Узбекистан являются значимым общественно-политическим событием, определяющим будущее развитие нашей страны, обеспечивающим последовательность осуществляющих преобразований, — говорит К. Адилов. — Следует особо отметить, что для проведения выборов в полном соответствии с установленными законодательством демократическими принципами, в атмосфере гласности и справедливости осуществлена всесторонняя подготовка на высоком уровне. В частности, все 9 383 избирательных участка приведены в полную готовность к дню голосования. Избирательными комиссиями всех уровней выполнен большой объем работы, направленной на реализацию избирательных прав граждан.

Прежде всего с целью обеспечения осведомленности граждан на места доставлено более 717 тысяч плакатов разных размеров, призывающих к выборам. Они размещены в многолюдных местах, в зданиях предприятий и организаций. Информация подобной тематики помещена на 861 крупном баннере и 36 электронных табло.

Центризбиркомом совместно с организациями-партнерами проведены трехэтапные семинары-тренинги по укреплению знаний и практических навыков членов участковых избирательных комиссий на уровне республики, областей и районов. Избирательным участкам роздано свыше 253 тысяч единиц правовой литературы, нормативно-правовых актов. Подготовлен и распространен по избирательным участкам учебный фильм о действиях членов участковых избирательных комиссий до дня голосования и в день выборов. Выпущено 139 тысяч экземпляров плакатов в виде инфографики, которые доставлены на места.

С целью создания удобств людям с ограниченными физическими возможностями для участия в голосовании на каждом избирательном участке обеспечено наличие пандусов. Одна из кабин отведена для голосования инвалидов. В помощь незрячим подготовлены брошюры о выборах с использованием азбуки Брайля, также впервые на этой основе изданы избирательные бюллетени.

Все участки, в том числе и сформированные за рубежом, обеспечены в достаточном количестве избирательными бюллетенями.

С целью дальнейшего повышения правовой культуры избирателей разработана специальная программа, проводимые в ее рамках мероприятия охватили широкие слои населения, в том числе молодежь, женщин, прежде всего домохозяек. За прошедший период организациями на основе социального партнерства проведено более 100 тысяч мероприятий — «круглых столов», бесед, семинаров-тренингов. В частности, посредством акций под названиями «Я проголосую лично», «В нашей семье каждый имеет свой голос», «Мы имеем право выбора», «Найди себя в списке избирателей» даны разъяснения по повышению правовой культуры избирателей, предотвращению негативных фактов «семейного голосования», «доверительного голосования». В этих целях Центральной избирательной комиссией подготовлен специальный материал в форме инфографики тиражом 100 тысяч экземпляров, которые вывешены на видных местах.

Словом, избирательными комиссиями всех уровней проведена масштабная работа по подготовке к выборам и, думаю, что о масштабах этой работы наша общественность хорошо осведомлена через средства массовой информации.

— Расскажите, пожалуйста, о процессе предвыборной агитации кандидатов.

— Известно, что предвыборная агитация считается одним из важных и ответственных этапов избирательного процесса. Ведь именно на данном этапе кандидаты в Президенты, политические партии знакомят избирателей с программами дальнейшей деятельности. Насколько данный процесс будет организован активно и эффективно, настолько будет активней избиратель. После регистрации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан Центральной избирательной комиссией, то есть с 28 октября этого года, началась предвыборная агитация. Кандидаты провели широкомасштабные агитационные мероприятия по доведению до избирателей и широкой общественности своих идей и взглядов относительно дальнейшего общественно-политического, социально-экономического развития страны, своих предвыборных программ, содержащих предложения и инициативы. Кандидаты в Президенты и их доверенные лица провели во всех избирательных округах встречи с избирателями.

В целях агитации кандидаты эффективно использовали предоставленное бесплатно эфирное время на теле- и радиоканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана «Узбекистон» и «Ёшлар», на региональных теле- и радиоканалах, а также бесплатную печатную площадь в газетах «Халк сузи», «Народное слово», «Правда Востока», «Нурлы жол», «Овози тожик» и

местных изданиях. Они также широко воспользовались возможностями партийных газет, интернет-изданий, социальных сетей, средств внешней рекламы.

В соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» предвыборная агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается. Агитационные материалы, призывающие голосовать за кандидатов и ранее размещенные на зданиях, сооружениях и других местах, должны быть сняты до «дня тишины» участковыми избирательными комиссиями, политическими партиями, органами государственной власти на местах, представителями органов самоуправления граждан. Снятие материалов предвыборной агитации начинается за два дня до начала голосования в 20.00 2 декабря и заканчивается в 6.00 за один день до голосования — 3 декабря. Исходя из этого за день до выборов ни в одном общественном месте не должно быть агитационных материалов. С этой точки зрения необходимо отметить, что информационные материалы Центральной избирательной комиссии об автобиографических сведениях и предвыборных программах кандидатов не считаются материалами предвыборной агитации.

— Расскажите об участии в избирательной кампании международных наблюдателей и представителей средств массовой информации.

— Центральная избирательная комиссия сразу после объявления о начале избирательной кампании направила авторитетным международным организациям и экспертам зарубежных стран приглашения для наблюдения за процессом выборов. В эти дни свою деятельность в нашей стране ведут миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества, Всемирной ассоциации избирательных органов, Организации исламского сотрудничества, Содружества Независимых Государств. Впервые в избирательной практике за выборами наблюдает полноценная миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.

В целом в нынешних президентских выборах намечается участие в наблюдении более 500 ученых-правоведов, политологов, общественных деятелей, представителей парламентов и избирательных органов из почти 50 стран. Кроме того, около 37 500 наблюдателей от политических партий примут участие в выборном процессе.

В целях обеспечения открытости и гласности выборов созданы все необходимые условия и для средств массовой информации. Республиканский пресс-центр по освещению выборов Президента и пресс-центры окружных избирательных комиссий играют большую роль. До настоящего времени ими проведено почти 140 пресс-конференций и брифингов, посвященных важным этапам кампании. Избирательными комиссиями аккредитовано около 1 400 представителей СМИ. Так, освещением выборов будут заниматься более ста зарубежных журналистов. Среди них и представители таких авторитетных информационных агентств, как «Рейтерс» (Великобритания), «Франс-пресс» (Франция), «Синьхуа» (Китай), «ТАСС» и «Интерфакс» (Россия), а также известные в мире телеканалы таких государств, как Япония, Германия, Республика Корея. Это говорит о большом интересе мирового сообщества к политическому событию в нашей стране. Пользуясь случаем, хотел бы напомнить, что Центральная избирательная комиссия 4 декабря будет проводить брифинги и информировать население и международное сообщество о процессе голосования.

— Остановитесь подробнее на порядке проведения голосования — решающего этапа избирательной кампании.

— В день выборов избиратели воспользуются своим конституционным правом на свободное волеизъявление. В настоящее время для избирателей, не имеющих возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, созданы возможности для досрочного голосования. Данный процесс начался 24 ноября и продолжится до 2 декабря. По состоянию на 1 декабря этим правом воспользовались 87 498 граждан, которые проголосовали за достойного кандидата.

Согласно утвержденному Центральной избирательной комиссией положению, голосование проводится в день выборов с 6 до 20 часов. На избирательных участках, образованных при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в воинских частях, местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, а также в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Избирательные бюллетени выдаются соответствующей избирательной комиссией на основании списка избирателей избирательного участка по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности. Голосующие заполняют избирательные бюллетени в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо по своему усмотрению, кроме членов избирательной комиссии, наблюдателей и доверенных лиц кандидатов.

Избиратель ставит знак — крестик (плюс) в пустом квадрате, расположенном в избирательном бюллетене справа напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует. Заполненный бюллетень голосующий опускает в избирательный ящик.

Бюллетени и листы, в которых при голосовании знак — крестик (плюс) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, признаются недействительными.

Для избирателей, не имеющих возможности прибыть в помещение для голосования по состоянию здоровья или по другим причинам, организуется голосование в месте их пребывания. Данный процесс осуществляется на основе заявления или устного обращения, поданного за один день до выборов или в день выборов с указанием причины, по которой он не может прийти. В день выборов намечается голосование лиц данной категории в месте их пребывания, что также будет служить полному обеспечению избирательных прав граждан.

Как мы можем видеть, на всех избирательных участках созданы необходимые условия для голосования граждан. Теперь слово за избирателями. В связи с этим призываем соотечественников, имеющих право голосовать, принять активное участие в еще одном важном в истории Родины политическом событии.   



Автор: Газета «Народное слово»

В столичном пресс-клубе «Press klub: Elections.uz-2016» по освещению выборов Президента Республики Узбекистан состоялось мероприятие "Политические партии: реальная состязательность, политкорректность и новые подходы в работе с электоратом". В нем приняли участие представители политических партий, ученые, эксперты, главные редактора партийных газет, международные наблюдатели, работники средств массовой информации нашей страны и зарубежных государств.

На мероприятии отмечалось, что создание в нашей стране соответствующей принципам демократии национальной избирательной системы служит важным фактором активного участия политических партий в выборах Президента страны, проведения избирательной кампании в условиях межпартийной конкуренции.

Устойчиво развивающаяся в Узбекистане политическая система, двухпалатный парламент создают необходимые условия для активного участия партий в общественно-политической жизни страны.

Внесенные согласно Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране изменения и дополнения в Закон "О выборах Президента Республики Узбекистан" облегчили участие политических партий в выборах. Количество подписей, которые должны содержаться в подписных листах, представленных политической партией в поддержку выдвинутого кандидата в Президенты Республики Узбекистан, сократилось с пяти процентов до одного процента от общего числа всех избирателей. В законодательстве подробно изложены виды, формы и методы проведения предвыборной агитации, проведение агитации в средствах массовой информации, требования по соблюдению прав и законных интересов кандидатов в Президенты, политических партий.

На мероприятии отмечалось, что активность партий, политическая и правовая культура граждан служат самым важным фактором прохождения кампании по выборам Президента Республики Узбекистан на основе принципов открытости и гласности, справедливости. Были высказаны мнения о ходе межпартийной конкуренции на основе четкого следования высоким политическим технологиям, новых подходах в работе с электоратом, значении выдвинутых в предвыборных программах кандидатов в Президенты целей развития нашей страны и дальнейшем повышении благополучия народа.

В пресс-клубе также прошла презентация проекта "Узбекистан - наш общий дом", организованная совместно с Комитетом по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Республиканским интернациональным культурным центром.



Автор: УзА

4 декабря 2016 года народ Узбекистана будет выбирать главу государства. В преддверии этого важного общественно-политического события Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Узбекистане Сунь Лицзе дал эксклюзивное интервью Информационному агентству "Жахон".

- Господин Посол, в качестве главы китайской дипломатической миссии в Ташкенте Вы хорошо знаете Узбекистан, осведомлены о происходящих в нашей республике общественно-политических и социально-экономических процессах. В этой связи хотели бы узнать Ваше мнение о предстоящих президентских выборах и их значении для будущего Узбекистана.

- Голосование за главу государства представляет собой важное событие в общественно-политической жизни Узбекистана и эпохальную веху в развитии страны. Его итоги определят приоритетные направления масштабных реформ по дальнейшей модернизации государства.

Отрадно, что процесс подготовки к выборам проходит в атмосфере открытости и гласности при строгом соблюдении требований законодательства. Подавляющее большинство населения осознает важное значение предстоящего события и необходимость участия в голосовании, а также демонстрирует большую активность в общественно-политической жизни республики и высокий уровень правовой культуры.

Нет сомнений в том, что выборы пройдут на основе принципов законности и прозрачности, а также станут ярким примером консолидации общества во имя процветания страны. Китайская сторона будет и впредь твердо поддерживать узбекский народ в его самостоятельном пути развития.

- Какова Ваша оценка сформированной в Узбекистане избирательной системы и мер, предпринятых для обеспечения открытости, гласности и прозрачности выборного процесса?

- За годы независимости в Узбекистане благодаря последовательной поэтапной модернизации политической и правовой сферы создана современная избирательная система. Она полностью отвечает демократическим стандартам и общепризнанным международным нормам, обеспечивает юридические гарантии свободного волеизъявления граждан.

Важнейшими особенностями национальной избирательной системы являются принцип многопартийности, создающий условия для широкой общественно-политической деятельности политических партий, и функционирование независимых избирательных комиссий, обеспечивающих организацию и проведение демократических выборов на основе открытости и гласности в полном соответствии с законодательством. Особую роль играют также органы самоуправления граждан и другие негосударственные институты. Они стали действенными факторами повышения политической и общественной активности граждан, выражения их воли и мнений.

Заслуживает внимания то, что избирательная система вашей республики совершенствуется и реформируется в соответствии с международными стандартами во имя укрепления основ народовластия. Уверен, что предстоящие выборы в очередной раз подтвердят эффективность и демократичность избирательной системы Узбекистана.

- Поделитесь, пожалуйста, своим мнением о ходе подготовки к предстоящим выборам, в том числе проводимой организационной и агитационной работы.

- В настоящее время избирательная кампания вступила в финальную фазу. Международное сообщество внимательно следит за ходом организации предстоящего голосования. Приятно отметить, что в рамках реализации Программы основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан избирательными комиссиями всех уровней проведена большая и кропотливая работа, направленная на обеспечение избирательных прав граждан.

Мы высоко оцениваем тот факт, что предвыборная агитация кандидатов на высший государственный пост проходит на основе законности, транспарентности, отк­рытости и равенства. В стране ведется активная информационно-пропагандистская работа среди избирателей, создана единая компьютерная сеть, что позволяет в день выборов наблюдать за процессом голосования в режиме онлайн.

Участие в избирательном процессе в качестве наблюдателей представителей авторитетных международных организаций и зарубежных государств способствует повышению прозрачности выборов и демонстрирует их соответствие международным стандартам. Мы полностью разделяем оценку миссий международных наблюдателей о том, что предвыборная кампания проходит на высоком организационном уровне и в Узбекистане сформировано демократическое правовое государство.

- Вслед за президентскими выборами - на следующей неделе народ Узбекистана будет отмечать 24-ю годовщину со дня принятия Конституции страны. Будем признательны за Вашу оценку роли и значения Основного Закона Узбекистана в успешной реализации масштабных реформ, направленных на построение сильного гражданского общества, правового демократического государства и социально ориентированной рыночной экономики.

- Конституция Узбекистана стала ярким символом независимости страны и прочным и основополагающим правовым фундаментом для осуществления масштабных реформ, направленных на построение правового демократического государства, сильного гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики.

За прошедшие годы благодаря реализации положений Основного Закона Узбекистан превратился в стабильно развивающуюся страну с современной многоотраслевой экономикой, обеспечивающей динамичный рост благосостояния населения, которая уверенно продвигается по пути демократического обновления. Самое важное, что ключевое место в Конституции отводится именно правам и свободам граждан, защите их законных интересов. В законодательной форме закреплена идея о том, что высшей ценностью являются человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие права. История независимого Узбекистана убедительно подтверждает огромный потенциал Основного Закона. Можно констатировать, что Конституция и ее глубоко продуманные принципы дальнейшего углубления реформ и формирования гражданского общества дают уверенность в светлом будущем Узбекистана.

Пользуясь случаем, хотел бы искренне поздравить народ Узбекистана с этой знаменательной датой, пожелать ему дальнейших успехов и благополучия.



Автор: ИА «Жахон»

30 ноября в Ташкент прибыли наблюдатели Миссии Шанхайской организации сотрудничества по наблюдению за ходом подготовки и проведением выборов Президента Республики Узбекистан. Возглавляет Миссию Генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов.

На центральном портале ШОС отмечается, что приглашение Центральной избирательной комиссией международных наблюдателей является наглядным подтверждением стремления провести их на демократической основе, открыто и гласно.

Миссия ШОС будет выполнять свои функции, руководствуясь законодательством Республики Узбекистан и Положением о Миссии наблюдателей от ШОС на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах, соблюдая принцип политической нейтральности и невмешательства во внутренние дела государства. В ее состав входят 19 представителей законодательных, исполнительных и избирательных органов государств-членов ШОС, а также представители Секретариата организации.

В ходе своей деятельности Миссия ШОС планирует посетить как можно больше избирательных участков, проведет встречи в Министерстве иностранных дел, Университете мировой экономики и дипломатии. Также запланированы беседы с представителями избирательных комиссий, политических партий, членами миссий международных организаций и иностранными наблюдателями.

ШОС имеет большой опыт по наблюдению за выборами. С 2004 года было сформировано 37 миссий, пять из них осуществляли свою деятельность в Узбекистане.

В этот же день председатель Цент­ральной избирательной комиссии М. Абдусаломов встретился с главой Миссии наблюдателей ШОС Рашидом Алимовым. В ходе встречи его ознакомили с работой в рамках подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан.

Отмечалось, что вся подготовительная работа осуществляется открыто и гласно в соответствии с требованиями законодательства о выборах.

* * *

Также 30 ноября состоялась встреча председателя Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан М. Абдусаломова с председателем Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан Бахтиёром Худоёрзода, прибывшим в нашу страну в качестве международного наблюдателя в составе миссии СНГ.

Председатель Центризбиркома ознакомил гостя с ходом подготовительной работы к выборам Президента Республики Узбекистан. В ходе встречи особо отмечалось, что избирательная кампания проводится в строгом соответствии с требованиями законодательства. В частности, кандидатам в Президенты созданы равные условия для доведения до широкой общественности предвыборных программ и проведения встреч с избирателями. Избирательная кампания проходит в условиях политической конкуренции и на высоком организационном уровне.

Стороны также обменялись мнениями относительно перспектив сотрудничества избирательных органов обеих стран.



Автор: Газета «Правда Востока»