С сентября 1992 года Республика Узбекистан является полноправным членом Всемирного банка. 2 июля 1992 года введен в действие Закон «О членстве Республики Узбекистан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации, Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций».

Узбекистан входит в Швейцарскую группу стран-членов Всемирного Банка. С сентября 1992 года в Ташкенте открыто представительство Банка. С 1 декабря 2014г. Представительство возглавляет Джунгхун Чо (Республика Корея).

6 декабря 2011г. Совет Исполнительных директоров Всемирного банка одобрил Стратегию партнерства Банка с Республикой Узбекистан на период 2012-2015гг. Стратегия предусматривает финансирование проектов из льготных кредитов Международной ассоциации развития (MAP) и займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) предварительно на общую сумму 1 350 млн.долл.

Указанное финансирование выделяется для реализации совместных проектов в следующих направлениях:

- модернизация и реконструкция энергетической системы;

- восстановление и реконструкция ирригационно-дренажных сетей;

- совершенствование инфраструктуры коммунального хозяйства;

- развитие сети и оснащение медицинских учреждений.

В рамках данной стратегии также запланирована совместная разработка стратегического документа «Концепция структурной трансформации экономики Узбекистана до 2030 года» с научно-исследовательскими учреждениями Узбекистана, которая нацелена на определение приоритетных отраслей и мероприятий для развития экономики страны и других аналитических и консультационных работ.

В дополнение к проектам, финансируемым из заемных средств МБРР и МАР, Банк предоставляет грантовые средства из Трастовых фондов, администрируемых Банком, для финансирования деятельности, как дополнительной к проектам, так и на отдельные проекты.

В настоящее время Всемирным банком совместно с Правительством Узбекистана осуществляется 14 проектов на общую сумму более 1,6 млрд. долл.США.

 

Республика Узбекистан стала членом МВФ 21 сентября 1992г.

В соответствии со статьей IV Статей соглашения МВФ Республику Узбекистан регулярно посещают представители МВФ с целью проведения консультаций в правительстве и Центральном банке.

В частности, в сентябре 2013 г. состоялся визит миссии МВФ по оценке экономического развития страны за прошедший период 2013 г., государственной политики и перспектив развития экономики Республики Узбекистан. Обсуждения также коснулись подготовки следующего этапа консультаций с МВФ по статье IV Статей соглашения МВФ.

По завершении работы касательно банковской системы и развития экономики в целом миссией были сделаны следующие выводы:

«Несмотря на ухудшение глобальной экономической ситуации, экономика Узбекистана продолжала расти быстрыми темпами. Сильные бюджетная и внешняя позиции, стабильная банковская система и низкий уровень государственного долга продолжают способствовать достижению устойчивых макроэкономических результатов.

Банковский сектор оставался стабильным и характеризовался хорошей капитализацией при высоком уровне ликвидности. Углубление финансового рынка идет умеренными темпами. Официальные органы продолжают привлекать техническую помощь со стороны МВФ и Всемирного банка по вопросам укрепления пруденциальных нормативов, проведения выездных и камеральных проверок, а также стресс-тестирования.

Прогнозы экономического развития в ближайшей перспективе благоприятны, а преобладающие риски ухудшения ситуации поддаются контролю. Несмотря на ухудшающиеся внешние условия, согласно прогнозам, темпы экономического роста в 2013–2014 гг. превысят 7 %, чему будет способствовать крупномасштабная государственная программа инвестиций в модернизацию».

Вместе с тем, продолжается работа в рамках предоставления технической помощи по вопросам совершенствования банковского надзора, начатая в 2012 г.

Эксперты МВФ, привлеченные в рамках технического содействия, положительно оценили уровень действующей системы банковского надзора.

Центральным банком утвержден План мероприятий по изучению и внедрению полученных от МВФ рекомендаций, согласно которому внесены изменения в ряд нормативных документов Центрального банка.

На сегодняшний день используются рекомендации миссии по классификации активов банка и стресс-тестирования деятельности банков. Новые требования по ликвидности и капиталу будут внедрены поэтапно, начиная с 1 января 2015 г.

Проводятся мероприятия по повышению квалификации персонала экономических ведомств республики (Министерства финансов, Министерства экономики, Центрального банка) в учебных заведениях МВФ.

 

Проблемы Аральского моря

Одной из самых крупных в новейшей истории глобальных экологических катастроф, испытываемой странами и 60-миллионным населением Центральной Азии, является трагедия Аральского моря, которая по своим эколого-климатическим, социально-экономическим и гуманитарным последствиям представляет прямую угрозу устойчивому развитию региона, здоровью, генофонду и будущему проживающих в нем людей. Зона кризиса Приаралья непосредственно охватывает территории Туркменистана, Казахстана и Узбекистана, а также опосредованно - Таджикистана и Кыргызстана.

Зона Приаралья являлась регионом с большим разнообразием животного и растительного мира, в водоемах Приаралья обитало 38 видов рыб и ряд видов редких животных, численность сайгаков доходила до 1 млн. голов, флористический состав составлял 638 видов высших растений.

Аральское море до 1960 года являлось одним из крупнейших замкнутых водоемов мира с площадью 68,9 тыс. кв. км и объемом воды 1083 куб. км, его длина составляла 426 км, ширина - 284 км, наибольшая глубина - 68 м.

Аральское море играло важнейшую роль в развитии экономики региона, его производственных отраслей, в обеспечении занятости населения, в формировании устойчивой социальной инфраструктуры. В прошлом море относилось к числу богатейших в мире рыболовецких угодий: ежегодный объем улова рыбы в водоёмах Приаралья составлял 30–35 тыс. тонн. Более 80 процентов жителей, населявших побережье Арала, были заняты в добыче, переработке и транспортировке рыбы и рыбопродуктов. Плодородные земли дельты Амударьи и Сырдарьи, а также высокопродуктивные пастбища обеспечивали занятость более 100 тысяч человек в сфере животноводства, птицеводства, выращивания сельскохозяйственных культур.

Также море служило климаторегулирующим водоемом и смягчало резкие колебания погоды во всем регионе, что благоприятно влияло на условия проживания населения, сельхозпроизводства и экологическую обстановку. Вторгавшиеся в регион воздушные массы в зимний период прогревались, а в летний период охлаждались над акваторией Аральского моря.

Проблемы Аральского моря возникли и приняли угрожающие масштабы в 60-х годах XX века в результате бездумного зарегулирования крупных трансграничных рек региона - Сырдарьи и Амударьи, за счет стока которых Арал в прошлом ежегодно получал около 56 куб. км воды. Значительный рост проживающего здесь населения, масштабы урбанизации и интенсивного освоения земель, строительство в прошлом крупных гидротехнических и ирригационных сооружений на водотоках бассейна Аральского моря без учета экологических последствий создали условия для высыхания одного из красивейших водоемов на планете. Фактически при жизни одного поколения погибло целое море, продолжается процесс деградации экологии, превращая Приаралье в безжизненную пустыню.

Начиная с 1990-х годов, все страны, испытывающие разрушительные последствия Аральской катастрофы, с трибуны Организации Объединенных Наций и других международных и региональных организаций постоянно привлекают внимание мирового сообщества к Аральской проблеме и ее тесной взаимосвязи с вопросами региональной и глобальной безопасности. Ещё на 48-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 1993 года и на ее 50-ой сессии 24 октября 1995 года представители стран Центральноазиатского региона обращались к мировому сообществу с призывом оказать содействие в спасении Арала и Приаралья, привлекая внимание Объединенных Наций к тому, что без поддержки и помощи международных финансовых структур и развитых стран, без организующей роли ООН решить эту проблему невозможно.

Огромные усилия направляются на практическое решение этих задач на региональном национальном уровне. Знаковым событием в этом плане явилось создание в январе 1993 года Международный фонд спасения Арала (МФСА), учредителями которого стали Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Важнейшими задачами МФСА были определены: сохранение биологического фонда Приаралья, сокращение губительного воздействия экологического кризиса на окружающую среду и, самое главное, на жизнедеятельность проживающих в регионе людей.

Результатом деятельности МФСА к настоящему времени стали принятие трех Программ по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ–1, ПБАМ–2, ПБАМ-3).

Узбекистан, являясь ключевым государством-учредителем МФСА, придает важное значение всестороннему укреплению его деятельности. В период своего председательствования в Фонде (1997-1999гг.) Узбекистан приложил активные усилия по развитию правовой базы МФСА, налаживанию связей и взаимодействия с международными организациями и финансовыми институтами с целью обеспечения устойчивого развития в бассейне Аральского моря.

В октябре 1997г. в г.Ташкенте была проведена Международная техническая встреча доноров, итогом которой стало начало реализации международного проекта «Управление водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря».

Проведение по инициативе Узбекистана в марте 2008 года в Ташкенте международной конференции по Аралу придало значительный импульс для широкого рассмотрения Аральской проблемы в международном формате. Свидетельством этого является то, что в ее работе участвовали представители более 90 международных организаций, крупнейших государственных финансовых институтов Японии, Германии, КНР, арабских стран и ведущих исследовательских центров. По итогам форума были приняты Ташкентская Декларация и План действий, предусматривающий реализацию проектов на общую сумму около 1,5 млрд. долл. США для смягчения тяжелых последствий Аральской катастрофы.

На национальном уровне Узбекистан предпринимает огромные усилия для борьбы с негативными последствиями высыхания Арала. Сотни программ и проектов реализованы начиная с 1990-х гг.

На 2013 год утвержден план финансирования проектов и мероприятий в Приаралье на общую сумму, эквивалентную 1,3 млрд. долл. США, в том числе по созданию малых локальных водоемов в дельте Амударьи, строительству водозаборных сооружений с опреснительными установками, созданию защитных лесных насаждений и орнитологическому мониторингу водоемов Южного Приаралья.

Председательство Республики Узбекистан в МФСА

В августе 2013 года председательство в МФСА перешло Республике Узбекистан. 16 сентября 2013 года по инициативе узбекской стороны в качестве официального документа 68-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН была распространена «Программа мер по ликвидации последствий высыхания Арала и предотвращению катастрофы экосистем в Приаралье», определяющие основные приоритеты председательства Узбекистана в Фонде, которая всецело поддержана Генеральным секретарем ООН господином Пан Ги Муном.

Программа мер по ликвидации последствий высыхания Арала и предотвращению катастрофы экосистем в Приаралье» предусматривает осуществлению следующих важнейших мер в сфере борьбы с последствиями Аральского кризиса:

I. Создание условий для проживания, воспроизводства и сохранения генофонда в Приаралье

II. Совершенствование системы управления и экономного использования водных ресурсов. Поддержание системы естественных водоемов в акватории Аральского моря

III. Реализация масштабных мероприятий по осуществлению лесопосадок на осушенном дне Аральского моря и предотвращению опустынивания региона

IV. Сохранение биоразнообразия, восстановление биологических ресурсов, охрана животного и растительного мира

V. Дальнейшее совершенствование институциональной основы и укрепления сотрудничества стран региона в рамках МФСА, а также активизация усилий, направленных на привлечение внимания мирового сообщества к решению проблем, связанных с Аральской катастрофой.

Учитывая все большее обострение экологических, социально-экономических и гуманитарных последствий высыхания Аральского моря и деградацию среды обитания человека в Приаралье, становится очевидным, что без существенной помощи Организации Объединенных Наций и мирового сообщества решить эту, по сути дела, планетарную проблему невозможно.

В целях мобилизации усилий мирового сообщества по реализации программ и проектов, направленных на улучшение экологической и социально-экономической обстановки в регионе Аральского моря, а также дальнейшего развития международного сотрудничества для снижения негативных последствий экологической катастрофы в г.Ургенч 28-29 октября 2014 года состоялась международная конференция «Развитие сотрудничества в регионе бассейна Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы».

По итогам международной конференции, были подписаны договоренности и соглашения на реализацию национальных и региональных проектов на общую сумму 3 млрд. долл. США, из которых 200 млн. долл. являются грантами.

24 марта 2015г. в г.Ташкент организован «круглый стол» на тему: «Развитие сотрудничества в регионе бассейна Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы» с участием региональных органов Фонда, а также проведена специальная сессии по Аральской проблематике в рамках 7-го Всемирного Водного Форума (12-17 апреля 2015 года, гг.Дэгу и Гёнгбук, Республика Корея).

В период своего председательства в МФСА Узбекистан, совместно с другими государствами-учредителями Фонда и в тесном взаимодействии с международными донорскими организациями, намерен предпринять необходимые шаги для реализации указанных в Программе мер.

Узбекистан стал членом ФАО 2 октября 2001г.

Институциональное сотрудничество осуществляется на уровне уполномоченного органа - Министерства сельского и водного хозяйства, осуществляющего координацию взаимоотношений с ФАО.

Делегации ФАО неоднократно посещали Республику Узбекистан на экспертном уровне в рамках осуществления проектов технического сотрудничества.

Представители Минсельводхоза регулярно участвуют в мероприятиях ФАО, проводимых с целью повышения потенциала в сферах повышения урожайности сельского хозяйства, противодействия распространению трансграничных болезней животных, развития лесного и рыбного хозяйства.

Техническое содействие Узбекистану со стороны ФАО осуществляется путем реализации национальных и региональных проектов в следующих направлениях:

- развитие программы производства семян овощных культур;

- разработка и реализация национальной стратегии поддержки сектора недревесной продукции леса;

- внедрение водосберегающих технологий в маловодных районах реки Подшоота;

- содействие в организации производства промысловых рыб и животноводческих кормов;

- развитие потенциала для анализа и совершенствования сельскохозяйственных инновационных систем;

- внедрение ресурсосберегающих технологий в орошаемых землях;

- развитие рыбного хозяйства и аквакультуры;

- контроль пестицидов и борьба с сельскохозяйственными вредителями;

- борьба с нашествием саранчи;

- контроль и искоренение высокопатогенного птичьего гриппа;

- управление трансграничными болезнями животных.

В Узбекистане совместно ФАО реализованы и реализуются проекты на общую сумму более 1,5 млн. долл. США.

Кроме того, республика принимала участие и участвует в осуществлении региональных проектов Организации (их общая сумма составляет около 6,9 млн. долл.).

4-6 июня 2014г. состоялся визит Генерального директора ФАО Жозе Грациану да Силва в Узбекистан. В ходе визита подписано Соглашение об учреждении Представительства Организации в г.Ташкенте.

28 августа 2014г. подписана «Рамочная программа сотрудничества ФАО для Узбекистана».

15-19 марта 2015г. делегация республики во главе с заместителем министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан Я.Хидировым посетила Субрегиональное отделение ФАО в г.Анкаре. В рамках визита были подписаны ряд проектных соглашений.

4-8 июня 2015г. делегация Республики Узбекистан во главе с министром сельского и водного хозяйства Ш.Тешаевым приняла участие на 39-ой сессии ФАО в г.Риме.

В ходе мероприятия делегация Республики Узбекистан поддержала кандидатуру Ж.Г.да Силва на пост Генерального директора ФАО.

 

Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано в соответствии с Соглашением о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, а также Протоколом к указанному Соглашению от 21 декабря 1991 года.

Государствами-участниками СНГ являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

Исполнительным, административным и координирующим органом Содружества является Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в г.Минске и отделением Исполкома в г.Москве.

За истекшие годы в рамках СНГ создано обширное правовое поле и наработаны инструменты и механизмы взаимодействия практически по многим жизненно важным для государств-участников Содружества направлениям, включая по таким приоритетам, как дальнейшее развитие торгово-экономических отношений, коммуникационных и транспортных связей, обеспечение безопасности и вопросы гуманитарной сферы.

Содружество предоставляет широкую возможность для выработки взаимоприемлемых подходов и скоординированных практических мер, направленных на своевременное и адекватное реагирование на вызовы и угрозы устойчивому развитию, стабильности и безопасности государств-участников, решение споров и разногласий, для взаимного общения граждан на пространстве СНГ.

В Узбекистане СНГ рассматривают как координационный механизм многопланового взаимодействия и площадкой для прямого общения и поддержания межгосударственного диалога, в том числе двусторонних встреч в формате СНГ, на уровне руководителей стран и соответствующих структур, а также как объединение суверенных государств, заинтересованных в создании условий для многостороннего сотрудничества.

Республика Узбекистан принимает участие в деятельности основных уставных и отраслевых органов СНГ. С момента образования Содружества Узбекистан был в числе тех государств, которые выступали за углубление экономической интеграции, сохранение хозяйственных связей на новой основе, без политизации этих процессов.

Узбекистан выступает за формирование полноценной зоны свободной торговли на пространстве СНГ, основанной на принципах, не ухудшающих действующий между странами торговый режим. Это становится важным условием обеспечения стабильного социально-экономического развития на пространстве СНГ.

Узбекская сторона считает, что в быстро меняющейся обстановке в мире СНГ в качестве структуры межгосударственного взаимодействия остается востребованным механизмом постоянного переговорного процесса, политического диалога, прежде всего на высшем уровне, и по выработке согласованных позиций для противостояния возникающим новым вызовам и угрозам, разрешению многих острых вопросов международной безопасности.

Содружество может и призвано играть роль координатора многопланового взаимодействия, стать платформой для регулирования хозяйственных процессов с целью достижения максимального социально-экономического эффекта для всех государств-участников.