СОТРУДНИЧЕСТВО УЗБЕКИСТАНА С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

2 марта 1992 года Узбекистан стал полноправным членом Организации Объединенных Наций и перед штаб-квартирой в г.Нью-Йорке был поднят наш национальный флаг.

На протяжении семидесяти одного года с момента своего создания ООН остается признанной во всем мире универсальной международной структурой по поддержанию глобального мира и безопасности, обеспечению устойчивого развития и защите окружающей среды. Все более очевиден рост международного авторитета и востребованности Организации, ее лидирующей роли в решении многих сложнейших проблем современности.

Узбекистан плодотворно сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями по различным направлениям. Основные приоритеты взаимодействия – борьба с современными угрозами и вызовами безопасности, стабилизация и восстановление Афганистана, нераспространение оружия массового поражения, решение экологических проблем, в частности смягчение последствий кризиса Аральского моря, социально-экономическое развитие, защита и поощрение прав человека.

Значимыми событиями стало участие Первого Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в общих дебатах Генеральной ассамблеи в 1993 и 1995 годах, саммитах ООН по Целям развития тысячелетия в 2000 и 2010 годах в Нью-Йорке. В октябре 2002 года Узбекистан посетил генеральный секретарь К.Аннан, в апреле 2010 года и июне 2015 года – Пан Ги Мун.

Узбекистан – участник всех важных международных соглашений и договоров в сфере разоружения и нераспространения, таких как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), конвенции по химическому и биологическому оружию и др.

Важным вкладом Узбекистана в укрепление глобального режима нераспространения и региональной безопасности стала инициатива Ташкента о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО), выдвинутая с трибуны Генеральной ассамблеи ООН в 1993 году. В сентябре 2006 года в г.Семипалатинске был подписан Договор о ЦАЗСЯО, который вступил в силу в марте 2009 года после ратификации всеми пятью государствами региона. 6 мая 2014 года в штаб-квартире Организации в г.Нью-Йорке состоялось поистине историческое событие – впервые со времени ее создания представители «пятерки» ядерных государств – США, Великобритания, Франция, Китай и Россия единодушно и одновременно подписали важнейший международный документ – Протокол о гарантиях безопасности к Договору о ЦАЗСЯО.

Сотрудничество в области обеспечения глобальной и региональной безопасности и стабильности является важным направлением взаимодействия Узбекистана с ООН. Наша страна активно содействует международным усилиям в этой сфере. Будучи участником всех 13 конвенций ООН по борьбе с терроризмом, Узбекистан выдвинул крупные инициативы, направленные на консолидацию усилий мирового сообщества в этой области и создание глобальной системы всестороннего сотрудничества в рамках Организации. В этом контексте Узбекистан приветствует работу Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, учрежденного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, и всецело поддерживает его усилия по укреплению потенциала государств-членов Организации противостоять этому злу. Учреждение этого комитета является, в том числе, и результатом выдвинутой Руководством Узбекистана инициативы о создании Международного центра по борьбе с терроризмом, озвученной на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Стамбуле еще в 1999 году.

Узбекистан тесно сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями в противостоянии наркоагрессии. По предложению Первого Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, озвученному в ходе визита Генерального секретаря ООН в Ташкент в октябре 2002 года, был учрежден Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ).

Особое значение Узбекистан придает усилиям, призванным положить конец многолетней кровопролитной войне в Исламской Республике Афганистан, принесшей огромные бедствия афганскому народу и ставшей источником серьезных угроз для всего региона. В этой связи в 1995 году с трибуны Генеральной ассамблеи ООН было предложено ввести эмбарго на поставки оружия в ИРА и, впоследствии, в 1997 году создать Контактную группу «6+2».

Республика вносит эффективный вклад в реализацию программ ООН по постконфликтному восстановлению Афганистана, в частности, открыла мост на узбекско-афганской границе для международных поставок гуманитарных грузов, содействует строительству множества инфраструктурных объектов на территории Афганистана. В апреле 2009 году была запущена новая линия электропередачи из Узбекистана в Кабул.

Сотрудничество по линии Узбекистан-ООН также охватывает вопросы экологии и защиты окружающей среды. В этой сфере Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев обращает внимание на еще одну острую и требующую безотлагательного решения общепланетарную проблему – трагедию Аральского моря и призывает сосредоточить усилия мирового сообщества на «сокращении губительного воздействия этой экологической катастрофы на жизнедеятельность проживающих в Центральной Азии миллионов людей и сохранении природного и биологического баланса в Приаралье».

Учитывая серьезность экологической катастрофы Аральского моря, в марте 2008 года в Узбекистане была проведена международная конференция «Проблемы Арала, их влияние на генофонд населения, растительный и животный мир и меры международного сотрудничества по смягчению их последствий», в которой активное участие приняли представители ООН. В целях дальнейшего развития международного сотрудничества и мобилизации средств донорского сообщества для осуществления практических действий, направленных на улучшение обстановки в регионе Приаралья, по инициативе Узбекистана, 28-29 октября 2014 года в г.Ургенче проведена международная конференция «Развитие сотрудничества в регионе бассейна Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы».

Одним из важнейших документов, получивших всеобщую поддержку на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, стала резолюция A/RES/63/133 «Предоставление Международному фонду спасения Арала статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее», соавтором которой явился Узбекистан. В качестве официального документа 68-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2013 года была распространена разработанная в рамках председательства Узбекистана в Международном Фонде спасения Арала «Программа мер по ликвидации последствий высыхания Арала и предотвращению катастрофы экосистем в Приаралье», включающей в себя реализацию важнейших проектов, направленных на стабилизацию и улучшение ситуации в зоне экологического кризиса.

В рамках своего визита в Узбекистан 4-5 апреля 2010 года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун посетил регион Приаралья. По итогам визита он заявил о необходимости принятия срочных мер по недопущению дальнейшей деградации ситуации в Приаралье и смягчению последствий аральской катастрофы. Он подчеркнул, что Организация готова оказать содействие Узбекистану в решении экологических проблем. Вслед за визитом в 2012-2016 годах агентствами ООН (ПРООН, ЮНФПА, ЮНЕСКО, ВОЗ и Программа добровольцев ООН) в координации с партнерами в Узбекистане реализована Совместная программа «Обеспечение жизнедеятельности населения, пострадавшего в результате кризиса Аральского моря» с бюджетом около 4 миллионов долларов США. Важным этапом стал запуск 10 февраля 2017 года Программы ООН «Укрепление потенциала жизнеустойчивости населения, пострадавшего в результате кризиса Аральского моря, посредством создания многопартнерского фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья».

Проблема Аральского моря непосредственно связана с рациональным и разумным использованием водных ресурсов трансграничных рек ЦА. Особое значение имеет строгое соблюдение норм международного права, регулирующих охрану и использование трансграничных водотоков. Конвенции ООН по этим вопросам от 25 февраля 1991 года, 17 марта 1992 года и 21 мая 1997 года обязывают все государства «обеспечивать использование трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие».

Исходя из всего этого, Узбекистан придерживается позиции о необходимости рационального и эффективного использования водных ресурсов региона Центральной Азии на основе общепринятых международных норм.

Таким образом, сегодня можно с полной уверенностью сказать, что за пройденные 25 лет отношения между Узбекистаном и ООН были насыщены значимыми событиями и динамично развиваются по всем направлениям. Все выдвинутые Узбекистаном в рамках ООН предложения нашли полную поддержку со стороны мирового сообщества и сегодня вносят весомый практический вклад в обеспечение всеобщего мира, стабильности и устойчивого развития. Наша страна остается приверженной дальнейшему расширению и углублению взаимовыгодного сотрудничества с ООН.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЗБЕКИСТАНА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ

Торговля людьми, как один из опасных видов транснациональной организованной преступности, стала проблемой для всего мирового сообщества, в том числе и для Узбекистана, поэтому вопросы борьбы с этим явлением решаются в республике на государственном уровне.

Для принятия эффективных мер по предотвращению торговли людьми и борьбе с ней, 17 апреля 2008 года принят Закон Узбекистана «О противодействии торговле людьми», в котором определено понятие «торговля людьми», а именно:

«торговля людьми — это вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей в целях их эксплуатации путем угрозы силой или её применения либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующее другое лицо. Эксплуатация людей означает эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние либо изъятие органов или тканей человека».

В соответствии с Законом принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-911 от 08.07.2008 года «О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми». Утвержден Национальный план действий по противодействию торговле людьми. Для координации деятельности органов, непосредственно осуществляющих противодействие торговле людьми, образована Республиканская Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми, основные задачи которой определены вышеуказанным Законом от 17.04.2008 года.

В состав комиссии включены руководители государственных органов и общественных организаций в том числе министерств и ведомств, Комитета женщин, Национального центра по правам человека, Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), Фонда «Махалла», Центрального Совета общественного движения молодежи «Камолот» и Общественного центра «Ижтимоий фикр».

Учитывая координирующую роль прокуратуры в борьбе с преступностью, председателем данной комиссии назначен Генеральный прокурор Республики Узбекистан.

Во исполнение Закона «О противодействии торговле людьми» Кабинетом Министров Республики Узбекистан 5 ноября 2008 года принято Постановление «Об образовании Республиканского реабилитационного центра по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми».

Одним из важных путей предотвращения миграции для нелегального трудоустройства за рубежом является повышение уровня осведомленности граждан о её негативных последствиях, в частности, об ответственности мигранта за нарушения трудового, налогового, таможенного законодательства и паспортно-визового режима стран, в которые потенциальные жертвы собираются выезжать

В этих целях развернута широкая кампания с использованием различных форм пропаганды по информированности населения не только о законодательной базе, но и о конкретных фактах совершения преступлений, связанных с торговлей людьми и её негативных последствиях.

В случаях установления фактов вывоза обманным путем граждан за рубеж для трудовой эксплуатации, возбуждаются дела в отношении лиц, по вине которых граждане Узбекистана оказались жертвами такого трафика.

Вместе с тем, учитывая, что проблему торговли людьми решить в одиночку не может ни одно государство, в целях координации действий в этой сфере Узбекистан присоединился к основным международным документам, составляющим правовую базу формирования всеобъемлющего международного подхода к вопросам обеспечения прав мужчин, женщин и детей, включающим меры по борьбе с нелегальным трафиком, защиты его жертв и наказания лиц, занимающихся этой преступной деятельностью.

Вместе с тем, признавая, что плодотворное правовое сотрудничество с международными организациями имеет существенно важное значение для эффективного противодействия угрозе торговли людьми и решения этой проблемы на государственном уровне, правоохранительные и судебные органы Республики Узбекистан сотрудничают с представительствами ООН, ОБСЕ и МОМ, путем активного участия в практической реализации их проектных документов в сфере предотвращения торговли людьми и защиты её жертв в Узбекистане. 

 

 

 

Внешняя политика Республики Узбекистан базируется на Конституции, законах «О Концепции внешнеполитической деятельности», «О международных договорах» и других нормативно-правовых актах государства, программных выступлениях и докладах Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, а также на международных конвенциях и договорах, к которым присоединилась страна.

С момента обретения Независимости Узбекистан проводит всесторонне взвешенную, базирующуюся на национальных интересах внешнюю политику, получившую широкое признание в мировом сообществе и укрепившую авторитет страны в мире, ее роль и значение в региональных и международных делах.

Современная внешняя политика Узбекистана строится с учетом динамично меняющихся международно-политических реалий XXI века, требующих реализации активного, инициативного и прагматичного внешнеполитического курса, своевременного и адекватного реагирования на возникающие вызовы.

Основными целями внешней политики Республики Узбекистан являются дальнейшее упрочение независимости и суверенитета государства, укрепление места и роли страны в международной политике, создание максимально благоприятных условий для обеспечения национальной и региональной безопасности, устойчивого и динамичного развития национальной экономики, продолжения поступательного движения по пути строительства открытого демократического государства, вхождения в число развитых государств мира.

Узбекистан остается приверженным следующим основополагающим принципам внешней политики:

- проведение открытой, прагматичной и взвешенной внешней политики на основе своих национальных интересов;

- развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами на основе общепризнанных международных норм и принципов уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой.

В соответствии с Концепцией внешнеполитической деятельности, Республика Узбекистан оставляет за собой право заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, народа, его благосостояния и безопасности, приоритетными направлениями модернизации страны, действующим национальным законодательством и принятыми международными обязательствами.

Узбекистан проводит миролюбивую политику и не принимает участия в военно-политических блоках, оставляет за собой право выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок.

Республика Узбекистан принимает политические, экономические и иные меры по предотвращению своего вовлечения в вооруженные конфликты и очаги напряженности в сопредельных государствах, а также не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов.

В соответствии с Конституцией, Законом «Об обороне» и Военной доктриной Вооруженные Силы Республики Узбекистан создаются исключительно для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности страны, мирной жизни и безопасности ее населения и не принимают участия в миротворческих операциях за рубежом.

Основными внешнеполитическими задачами Узбекистана на современном этапе являются:

- последовательное развитие международного сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной, научно- технической и других сферах;

- формирование максимально благоприятных внешнеполитических условий для эффективной реализации проводимых в стране демократических реформ и динамичных процессов модернизации общества и экономики;

- сохранение и укрепление мира и стабильности в Центральной Азии, превращение региона в зону безопасности и устойчивого развития, содействие достижению мира и стабильности в Афганистане;

- формирование сбалансированной многоплановой системы стратегического партнерства с ведущими государствами мира и международными организациями, поддержание геополитического равновесия в регионе, широкая диверсификация торговых, экономических, технологических, транспортных и иных связей Узбекистана;

- использование политико-дипломатических и международно-правовых механизмов, включая меры превентивной дипломатии, для своевременного урегулирования существующих или возникающих проблем в регионе;

- укрепление международного имиджа республики в качестве надежного политического и экономического партнера, усиление инвестиционной, туристической, культурно-исторической привлекательности страны на международной арене;

- активное развитие и использование механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества для наращивания процесса привлечения прямых иностранных инвестиций и передовых технологий в приоритетные отрасли национальной экономики;

- формирование и развитие многовариантной системы международных транспортно-коммуникационных коридоров, обеспечивающих надежный и стабильный выход Узбекистана на крупные мировые рынки.

- обеспечение всесторонней защиты прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Узбекистан за рубежом.