Ансамбль национального танца «Сабо» скоро представит столичному зрителю обновленную концертную программу.

ЗАКУЛИСЬЕ

Чтобы по-настоящему приоткрыть занавес сцены и проникнуться атмосферой колоритного шоу, мы отправились за кулисы. Именно здесь развернулась самая настоящая творческая мастерская. Путь в зал для репетиций – через костюмерную, взгляд невольно пробегает по вешалкам с национальными костюмами. Здесь можно увидеть практически весь спектр узбекских нарядов и мечту всех модниц – огромную коллекцию аксессуаров и украшений. Выходить отсюда не хочется, игра оттенков, тканей и блеска завораживает, обилие фасонов, фактур и стилей – очаровывает…

В зале для репетиций шумно и непривычно для простого обывателя. Здесь нет, как показывают в кино, крупных элементов декораций, а танцовщицы не расхаживают в балетных пачках. Все намного реалистичнее, а главное, именно здесь понимаешь, что каждый танец – сложная и кропотливая работа. Объявляют перерыв, и мы спешим побеседовать с художественным руководителем ансамбля, заслуженным работником культуры Узбекистана Муборак Мирзаевой о предстоящем сезоне, новой программе, планах на будущее и самых важных для танцевального ансамбля акцентах и событиях.

– Стиль ансамбля «Сабо» – неповторимость и индивидуальность в сочетании с ярким национальным колоритом. Мы всегда делаем акценты на это. Каждый танец очень характерный, несмотря на то, что девочки выходят на сцену и сольно, и в группах.

В сочетании с национальными мотивами танцевальные образы раскрываются понятно для восточного зрителя и совершенно загадочно – для зарубежного. Например, бухарский танец – ритмичный, летящий, обилие золота в костюме только усиливает экспрессию, но для полного эффекта этого мало, нужно, чтобы девушки передавали характер исполняемых элементов, все мелкие детали и нюансы, присущие этому направлению.

Рассказала нам художественный руководитель ансамбля и о программе, которую готовит коллектив к предстоящему сезону.

Продолжает изучать и восстанавливать номера, поставленные Мукаррам Тургунбаевой: ни один концерт «Сабо» не проходит без ее танцев. Украсили коллекцию танцевального шоу новые номера «Узбегим таронаси» («Мелодии узбекского народа»), «Байрам муборак» («Поздравление с праздником»).

Первый считается праздничным, им ансамбль откроет программу. «Узбегим таронаси» состоит из двух частей: 12 девушек танцуют на сцене сначала с атласными платками. Затем к ним присоединяются 12 участниц коллектива в костюмах для хорезмского танца, таким образом постановка превращается в попурри. В сценическое воплощение танцевального «Поздравления с праздником» было решено внести национальную атрибутику: дойры, саваты с угощениями и расписные ляганы.

Впрочем, наша встреча не ограничилась рассказом, часть сюрпризов, которые будут представлены публике в новом сезоне, нам раскрыли наглядно…

НЕОЖИДАННО

После перерыва девушки и юноши продолжили прогон, мы же, присев в сторонке, старались не пропустить фееричное зрелище. Несмотря на то, что перед нами коллектив выступал в аскетично-черном, мы практически воочию видели, как расцветают самые неожиданные краски в плавном ритме и динамичном такте национальных танцев… Музыка и пластика, которую демонстрирует «Сабо», работают и без визуального костюмированного шоу.

Вдруг – пауза. Пытаемся выискать среди группы танцовщиц хореографа, чтобы узнать, в чем причина. Как оказалось, никакой заминки нет, мы просто не заметили, что одна из солисток готовится отрабатывать свой танец. И тут-то нас словно током ударило. Девушка была в костюме… мужском.

Виктория Василишина сольно исполняет танец «Пересмешник», поставленный специально для «Сабо». Уникальный номер оказался больше, чем танцем. Эта настоящая «жемчужина» ансамбля, и она имеет свою предысторию. Как оказалось, постановка создана год назад выдающимся танцором, педагогом, балетмейстером, заслуженным артистом Узбекистана Таймуразом Тикоевым, на счету которого сотни триумфальных постановок, столько же авторских сюжетных танцев.

По сюжету «Пересмешник» – шуточный актерский игровой танец, где солистка исполняет роль маленького мальчика-забияки 1970-х. Постановка танца заняла две недели, а затем пошли долгие месяцы доработки точности образа и актерского мастерства. По задумке Т. Тикоева, хрупкой и женственной Виктории предстояло войти в образ маленького хулигана, который не упускает возможности над всеми подшутить. Тонкий глубокий смысл номера раскрывается в финале, когда Пересмешник все-таки пойман и наказан за свои проделки.

– Таймураз Муратович никогда не ошибался в выборе идей. Именно поэтому постановка «Пересмешник» получила высшую награду на конкурсе «АРЛЕО» в городе Алматы, – рассказала нам после репетиции солистка. – Наставник успел при жизни поздравить меня с Гран-при на этом конкурсе, и сейчас для меня большая честь вновь представить номер столичной публике.

Мы еще долго не хотели покидать залы Дворца «Туркистон» в ожидании новых впечатлений, однако закончилась репетиция, завершилось и наше увлекательное путешествие в мир танцевального закулисья.

О новых победах «Сабо» мы обязательно расскажем, а пока – шоу должно продолжаться…

(Источник: газета «UzbekistanToday»)