
КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА КАК ФАКТОР ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
Иргашев Шухрат Баходирович - И.о. начальника отдела Информационно-аналитического центра международных отношений (ИАЦМО) при МИД РУ
На современном этапе Узбекистан уверенно идет по пути масштабных реформ направленных на дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. Одним из значимых событий в истории республики станет предстоящий 30 апреля референдум по изменению Конституции. На голосование будет вынесен единый пакет поправок, которые должны изменить Основной закон более чем наполовину.
В нынешней редакции Конституция существует с 1992 года. Число статей Основного закона планируется увеличить с нынешних 128 до 155, а количество норм — с 275 до 434,что соответственно изменит содержание на 65%. Таким образом, количество и содержание этих изменений и дополнений свидетельствует о необходимости принятия Конституции в новой редакции.
УЗБЕКИСТАН: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ЛЕЙТМОТИВ БЛАГИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Баходир Исмаилов - Заведующий сектором законодательства в сфере международных отношений Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор.
Конституции выполняют стабилизирующую функцию и призваны поддерживать работоспособность и эффективность не только правовой, политической и экономической систем, но и общественных устоев, основных национально-культурных ценностей. Анализ конституционно-правовых преобразований, осуществляемых в разных странах мира, наглядно демонстрирует: действенны именно те реформы, что направлены на преодоление разрыва между постулатами, провозглашенными в Основных законах, и естественной эволюцией политической, экономической, социальной жизни общества.
УЗБЕКИСТАН: ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКРЕПЛЯЮТСЯ КОНСТИТУЦИЕЙ
Фуркат Юнусов - Эксперт Центра «Стратегия развития»
Экономические отношения являются одним из важных элементов гражданского общества. Они не могут возникать и развиваться сами по себе, а формируются под влиянием государства и общества. Если общество воздействует на экономику через социальные нормы, то государство обеспечивает ее развитие на основе принимаемых им законов.
Изменения, вносимые в новую Конституцию, значимы тем, что направлены на обеспечение устойчивого развития национальной экономики за счет снижения роли государства в экономике, минимизации использования рычагов административного регулирования экономических процессов, расширения участия частный сектор на новом этапе реформ на принципах экономической либерализации и широкого внедрения рыночных механизмов.
УЗБЕКИСТАН: ПОСТРОЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ‑ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА
Джамшид Шарипов - Эксперт Центра «Стратегия развития»
Узбекистан поставил цель сменить принцип «государство-общество-человек» на новый принцип «человек-общество-государство» и закрепить его в конституционном законодательстве и конституционной практике, и прежде всего поставить интересы человека превыше всего.
7 декабря 2021 года Президент Ш. Мирзиёев в своем выступлении, посвященном 29-летию принятия Конституции Республики Узбекистан, сказал: «Сегодня Узбекистан смело идет по пути построения социального государства и справедливого общества. Поэтому пора закрепить в качестве конституционной нормы принцип «Новый Узбекистан – социальное государство».
Следует отметить, что социальное государство – это модель государства, которое направлено на обеспечение качественного образования, квалифицированного медицинского обслуживания, всесторонней поддержки семьи, детей, женщин, пожилых людей, инвалидов, обеспечение жильем нуждающихся, обеспечение занятости, создание безопасных условий труда и сокращение бедности.
Важно отметить, что за последние пять-шесть лет в стране реализованы основные требования социального государства, в том числе:
В УЗБЕКИСТАНЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ БУДУТ ГАРАНТИРОВАНЫ
Авазбек ХОЛБЕКОВ - Эксперт Центра «Стратегия развития», Узбекистан
Известно, что собственность является экономической основой общества. Также социально-экономическая структура общества определяется собственностью и тем, кому она принадлежит. Без собственности невозможно развитие общественных отношений и осуществление мер, направленных на обеспечение благосостояния людей в стране.
За последние пять лет в нашей стране принят ряд законов, обеспечивающих приоритет частной собственности и усиление ее правовой защиты.
Самое главное, на основе принципа «От Стратегии действий к Стратегии развития», в качестве логического продолжения Стратегии действий была принята «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы». В документе одним из важнейших направлений определено превращение принципов справедливости и законности в самое основное и необходимое условие развития в стране. Для этого предусматривалось несколько необходимых целей.